суббота, 9 февраля 2013 г.

архитектура супермаркетов, гипермаркетов

Значение этого показателя зависит:

Парковочный индекс (parking index) это количество парковочных мест на каждые 1000 квадратных футов GLA (общей площади, сдаваемой в аренду). 1000 квадратных футов в пересчете равняется 93 квадратным метрам.

В зарубежной практике, например, в США и Канаде, применяется показательP парковочного индекса.

В реалиях строительства торговых объектов в Москве и ряде других крупных городов, получила распространение такая негативная практика: при низкой обеспеченности парковкой в состав помещений вводятся офисы, и парковка согласовывается по офисным нормативам, которые значительно ниже, чем торговые. Согласовать-то можно что угодно, но обманывают в итоге самих себя

В Москве в центральной планировочной зоне или при реконструкции существующих магазинов допускается сокращение расчетного количества парковочных мест на 10%. Возможность сгладить ситуацию при недостаточной обеспеченности магазина или торгового центра парковкой заключается в целенаправленной работе с покупателями, которые могут приходить пешком или приезжать на общественном транспорте. Такая работа включает подбор (отсутствие крупногабаритных товаров или торговля по образцам с доставкой на дом) и два варианта ценовой стратегии. Первый это ставка на дорогие товары, с расчетом, что число покупателей и их автомобилей будет ограничено. О рисках при выборе такой стратегии мы уже говорили. Второй более демократичный образ магазина, не пугающий «безлошадных» посетителей. Перспективным второй путь может стать для бывших советских универмагов, занимающих места в центре города на пересадочных узлах общественного транспорта и традиционно посещаемых не только жителями, но и гостями города. Примером такого центра может служить универмаг «Пермь» в Перми, «ЦУМ» в Новосибирске и многие другие. Работу по привлечению можно вести также среди работников расположенных рядом офисов.

Коэффициент обеспеченности парковкой показывает, какой процент парковочных мест от требуемого для данной торговой площади имеется в наличии. Например, магазин имеет торговую площадь 3500 м2. Требуемое количество парковочных мест 140. В проекте имеется возможность для размещения только 110 автомобилей, соответственно обеспеченность парковкой будет составлять 78,6%. Это означает, что из каждых пяти автомобилей потенциальных покупателей один не найдет себе места на парковке этого магазина. Поэтому можно представить себе потерянную прибыль.

В торговых центрах и многофункциональных комплексах точный расчет количества мест на парковке производится с помощью выделения функций и подсчета мест для каждой из них. Так, для предприятий общественного питания принимается в расчет количество посадочных мест за столиками, и 1 место на парковке приходится на 6-12 посадочных мест (МГСН 1.01.-99). Уточнения, аналогично торговым предприятиям, производятся в зависимости от типа ресторана или кафе: для ресторана класса «люкс» требуется 1 машиноместо на 6-7 посадочных мест в зале, для ресторана первого класса - 1 машиноместо на 10-12 мест за столиками, для кафе - 1 стояночное место 11-12 посадочных мест. Когда в комплексе присутствует офисная функция, расчет парковки осуществляются по количеству служащих, и 1 машиноместо должно приходиться на 3-5 человек. Данное нормативные значения уже учитывает посетителей офисных зданий. Поскольку бывает трудно определить, сколько работников заселится в офисы и кабинеты, можно произвести расчет по количеству квадратных метров общей площади офисных помещений: 1 машиноместо на 50-60 квадратных метров, в зависимости от удаленности от станций метро.

Удаленность от жилых или офисных районов, станций и путей движения общественного транспорта. Очевидно, что когда в магазин трудно или невозможно попасть пешком или на автобусе, количество парковочных мест должно быть достаточным.

Равномерность спроса и посещения магазина. Магазин может испытывать значительные пиковые нагрузки наплыв конечных потребителей или покупателей-профессионалов. Поэтому в это время стоянка магазина должна вместить всех желающих, иначе покупатели, пару раз не найдя места на парковке, приучатся ездить в другие магазины.

Специализация магазина. Наличие в торговом центре предприятий, притягивающих большое количество покупателей и/или «задерживающих» посетителей внутри на значительное время, требует большего количества парковочных мест. Такими предприятиями являются, например, кинотеатр, рестораны, спортивные и развлекательные заведения. Более двух часов могут занимать покупки в гипермаркете, cash&carry или выбор необходимых товаров в строительном магазине.

Размер торговой площади. Количество парковочных мест может быть увеличено, например, до показателя 1 место на 10-15 м2 торговой площади. Такой расчет применяется для крупных торговых предприятий гипермаркетов и cash&carry, расположенных на окраине или за городской чертой. Для небольших магазинов, с торговым залом от 500 до 1000 м2 полученное расчетом количество машиномест допускается снизить в 2,5 раза.

Необходимое количество мест на стоянке магазинов и торговых центров определяется из расчета 1 машиноместо на 15-25 м2 торговой площади. Такой норматив существует в Москве (МГСН 1.01.-99 «Нормы и правила проектирования, планировки и застройки г. Москвы», таблица 9.3.2). Для более точного расчета производится корректировка, и учитывается тип магазина (торгового центра) и особенности посещения его автомобилистами. На количество мест влияют следующие факторы:

Нормативы и расчетные показатели.

Другое, о чем думают покупатели, въезжая на парковку, это удобство передвижения. Удобно должно быть и когда покупатель находится внутри машины, иP когда выходит из нее. В какое место магазина или торгового центра попадет покупатель, как он будет доставлять до машины купленные товары, сможет ли вывезти их на тележке или подъехать поближе для загрузки крупногабаритных покупок, легко ли будет найти потом свой автомобиль, все это является значимыми факторами для покупателя. Поэтому поговорим о том, как магазину правильно организовать парковку.

Посетители магазина видят парковку в тот же момент, что и фасад, и часто с нее начинает формироваться впечатление о магазине. Пустая парковка вызывает у покупателя сомнения в том, что магазин популярен. А, испытав трудности в поисках места на неудобной парковке, человек может войти в магазин с плохим настроением. Как же покупатели, приезжающие в магазин, оценивают парковку? Во-первых, их волнует безопасность личного транспорта. Причем, если в Красноярске по большей части опасаются угона, то в Москве еще и повреждений. Ведь когда автомобили поставлены слишком тесно, а проезды узкие, можно, выйдя из магазина, обнаружить вмятину на крыле или двери. Мы нередко слышим от владельцев торговых центров пожелание расположить кафе или фудкорт таким образом, чтобы посетители могли сидеть у окна и поглядывать на свое авто. Но разве это самое лучшее с коммерческой точки зрения занятие для посетителя? Когда посетитель имеет возможность наслаждаться красивым пейзажем, панорамой или исторической застройкой, это может стать дополнительным фактором привлекательности торгового центра. Нет в окне ничего интересного можно тогда посмотреть на магазинов, расположенных рядом с фудкортом, полюбоваться новинками или сезонной коллекцией, а, вкусив кофе с пирожными, зайти внутрь или запомнить данный магазин. А когда посетителю приходится смотреть на свой автомобиль, это означает, что задачу охраны автомобилей на парковке пытаются переложить на плечи покупателей, в его душе поселится беспокойство, и он не сможет полноценно отдаться процессу покупок и развлечений. Вновь напоминаем о том, что задача торговой архитектуры создать хорошее настроение, потому что в хорошем настроении больше тратят, а в приятные места чаще приезжают. Как говорил еще римский император Марк Аврелий, «никто не устает получать для себя пользу, выгоду и наслаждение».

С проблемой возрастающего количества автомобилей уже столкнулись практически все крупные города России от Санкт-Петербурга до Владивостока.P Как шутят сами владивостокцы, на семью приходится два с половиной автомобиля: два личных присутствуют всегда, а третий то есть, то нет, его берут для продажи, поэтому получается половинка. Перегруженные транспортные пути и развязки, часовые «пробки» и плотно заставленные машинами тротуары и даже газоны во дворах становятся привычным явлением. Остро стоит проблема не только в Москве и Питере, но и других крупных городах, особенно имеющих радиальную планировку. Сказывается тяжелое наследие градостроительной ситуации советского времени, когда на большое количество личных автомобилей просто не рассчитывали. Но даже если автовладельцы привыкли «впихивать» любимого коня в свободный закуток около офиса или дома и научились при этом не возмущаться (или хотя бы возмущаться не каждый день), перед магазином они хотели бы видеть удобную парковку. Магазин это место, куда покупателей приглашают, где их ждут и готовы обеспечить им всевозможные удобства и радости в обмен на потраченные средства. «Нет парковки нет торговли» с этим утверждением сегодня трудно не согласиться. На парковке нельзя экономить и уповать на то, что «ни у кого в нашем городе нет», или что посетители будут искать места вдоль проезжей части. Покупатели не хотят, чтобы проблема парковки перекладывалась на их плечи: они могут просто развернуться и уехать в более удобное место.P

Глава из книги .

Глава 7. «Организация парковки»

Проектирование магазинов и торговых центров

«Организация магазинной парковки» - глава из книги «Проектирование магазинов и торговых центров».

Комментариев нет:

Отправить комментарий